Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. За последние годы реформирования российской экономики падение реального содержания заработной платы из-за опережающего роста цен и постоянных задержек с выплатой средств, трансформация льготных социальных льгот в платные привели к тому, что заработная плата, прежде всего в государственном секторе, а именно в образовании, здравоохранении, науке и культуре, перестала быть гарантированным источником воспроизводства населения. В то же время имеет место необоснованная дифференциация уровней заработной платы в бюджетной и внебюджетной сферах, отраслях материального и нематериального производства, а также внутри них по территориальным и профессионально-квалификационным характеристикам.
С переоценкой принципов разделения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусматривающих перераспределение отдельных функций в области оплаты труда между центром и регионами, необходимость дополнительных государственных гарантий для работников бюджетных отраслей стала очевидной.
Актуальность этих проблем и их практическая значимость определили выбор темы, а вместе с тем и содержание данного исследования.
Вопросам оплаты труда в государственном секторе посвящено значительное количество научных работ российских ученых и практиков. Подавляющее большинство из них основаны на разработанных в последние десятилетия подходах к формированию системы оплаты труда и государственных гарантий в этой сфере, призванных обеспечить единые условия оплаты труда работников бюджетной сферы независимо от региона.
Предметом исследования являются направления реформирования системы оплаты труда работников бюджетных организаций и подходы к формированию основных государственных гарантий в области оплаты их труда.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ОПЛАТЕ ТРУДА В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1 Нормативное обеспечение бухгалтерского учета расчетов по оплате труда с персоналом в бюджетном учреждении
В бюджетных учреждениях правила расчета заработной платы и доплат регулируются трудовым законодательством, а также отраслевыми и ведомственными руководящими принципами, разработанными на основе трудового законодательства. Важнейшим документом по организации и оплате труда является Закон Российской Федерации о труде от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ (с изменениями от 03.07.2016). [7] трудовое законодательство устанавливает требования к содержанию трудового договора, порядку его заключения и вступления в силу (статья 61 Трудового кодекса Российской Федерации), основным правам и обязанностям работника (статья 21 Трудового кодекса Российской Федерации) и работодателя (статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Соблюдение правил, изложенных в его статьях, является обязательным для всех руководителей и сотрудников в Российской Федерации, независимо от формы собственности и вида деятельности. Снижение заработной платы на самом деле является обязательной частью урегулирования, в котором работники получают зарплату. Они необходимы для составления расчетов бюджета (НДФЛ), расчетов исполнительного листа, возмещения ущерба и так далее. Общие правила ареста заработной платы регулируются трудовым законодательством Российской Федерации. Порядок сокращения, как правило, устанавливается ведомственными нормативными документами. Законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ (в ред. от 22.12.14) внесены весьма существенные изменения в общий порядок внесения сокращений в Трудовой кодекс Российской Федерации. Они должны учитываться при применении норм трудового права [7] Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, к которым относятся нормы трудового права, не могут вступать в противоречие с трудовым законодательством, иными федеральными законами, постановлениями президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает и регулирует оплату и нормирование труда работников, определяя основные государственные гарантии, которыми являются: - размер минимальной заработной платы Российской Федерации; - ограничение перечня критериев и размеров удержания заработной платы приказом работодателя, а также налоговых поступлений заработной платы; - условия и порядок выплаты заработной платы и другие. На рисунке 1 показаны два основных метода регулирования заработной платы.
Минимальная заработная плата (МРОТ) - ежемесячная заработная плата, гарантированная федеральным законом за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего нормальное рабочее время при выполнении простой работы в нормальных условиях труда. Государственное регулирование заработной платы осуществляется путем сочетания государственного влияния и контрактной системы. В марте 1992 года вступил в силу закон Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" [10], который был уточнен и дополнен в 1996 году. Он предусматривает четыре уровня коллективно-договорного регулирования: - генеральное соглашение между таможенными органами Правительства Российской Федерации, организациями работодателей и профсоюзами, действующими на федеральном уровне; - отраслевые соглашения между промышленными работодателями и промышленными союзами; - специальные (региональные) соглашения, регулирующие производственные отношения между работодателями и работниками на региональном уровне; коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзом (или профсоюзами) работников предприятия.
Коллективный договор-это положение, регулирующее социальные, профессиональные, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками компании. Она должна включать все условия оплаты труда работников, входящих в компетенцию предприятия [11]
И то, чего сотрудники действительно могут достичь с помощью коллективных переговоров, во многом зависит от их силы и способности влиять на работодателя. Закон Российской Федерации" О коллективных договорах и соглашениях " предусматривает меры ответственности за несоблюдение положений коллективных договоров, но они настолько незначительны, что вряд ли могут представлять серьезную угрозу для стороны, не соблюдающей коллективный договор. Коллективный договор-не единственный документ, отражающий условия работы наемных работников организаций и предприятий. Указ диктует, что заработная плата также должна выплачиваться по договору сторон трудовых отношений: работодателя и работника. Эти условия изложены в трудовом договоре (контракте) и являются обязательными для работодателя (индивидуальное трудовое регулирование заработной платы).
1.2 Бухгалтерский учет и документооборота оплаты труда в бюджетной сфере
Бюджетный учет-это управляемый сбор, регистрация и обобщение в денежной форме информации о финансовых и внеэкономических активах и обязательствах государства Российской Федерации, ее субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (органов управления органами государственной власти, фондов государственного бюджета, органов управления региональными фондами государственного бюджета, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и деятельности, вызывающей изменения этих активов и обязательств. Именно так это понятие определено в бюджетном кодексе Российской Федерации, а инструкции по бюджетному учету утверждены приказами Министерства финансов Российской Федерации № 25н и 10.02.06 (новые инструкции приняты приказом Министерства финансов Российской Федерации № 148н от 30.12.2008, определение бюджетного учета не дано в связи с его значимостью).
Основными задачами бухгалтерского учета в бюджетных организациях являются:
установление полной и достоверной информации о деятельности организации и состоянии ее активов, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности;
для предоставления информации, необходимой внутренним и внешним пользователям счетов, соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности организации и их целесообразности, наличия и движения активов и обязательств, использования материальных, трудовых и экономических ресурсов в соответствии с утвержденными стандартами, нормативами и сметами;
определение финансовых показателей деятельности бюджетного органа, фактическая оценка темпов исполнения бюджета;
- контроль за целевым использованием средств;
- предотвращение ненужных затрат;
- контроль за наличием и сохранностью материальных и финансовых ресурсов;
- выявление скрытых резервов.
В ходе проводимой реформы государственного сектора экономики бюджету, бухгалтерскому учету отводится особая роль, поскольку он становится связующим звеном во взаимодействии всех участников бюджетного процесса.
Требования к бюджетному учету регулируются федеральным законом от 21 ноября 1996 года "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ (с изменениями и дополнениями). и 03.11.2006) и вышеуказанных нормативных документов, бухгалтерский учет хозяйственных учреждений. В то же время наиболее важными являются следующие:
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УЧЕТ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6)
2.1 Краткая технико-экономическая характеристика
Полное наименование организации: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская средняя общеобразовательная школа №6
Краткое наименование организации: МАОУ Домодедовская СОШ №6
Учредитель образовательной организации: Администрация городского округа Домодедово
Сайт учредителя: https://www.domod.ru/
Дата создания образовательной организации: 1923
Языки образования: русский
Образовательная деятельность осуществляется в предназначенных и оборудованных для этого учебных помещениях здания школы, расположенного по адресу 142002, Российская Федерация, Московская область, Домодедово, микрорайон Западный, Текстильщиков, 13б
Основными задачами школы № 6 являются:
-установление требований к воспитанию и социализации учащихся в рамках образовательной программы и соответствующих укреплению образовательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого учащегося, формирование образовательной базы, основанной не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, создание необходимых условий для ее реализации;
-обеспечение эффективного сочетания регулярных и внеклассных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
-взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
-организация интеллектуальных и творческих конкурсов, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного образа жизни;
-включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (местности, района, города) для получения опыта реального управления и действий;
-социально-образовательное и научно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация учащихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
-сохранение поддержание и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
2.2 Характеристика системы оплаты труда
Фонд заработной платы учреждения формируется на календарный год за счет средств федерального бюджета, бюджета города и средств, полученных от приносящей доход деятельности. Фонд заработной платы СОШ № 6 МЧС формируется в пределах объема средств за текущий финансовый год и состоит из базовой части, компенсационной части и стимулирующей части.
Формирование фонда оплаты труда за счет средств бюджета на текущий финансовый год осуществляется по следующей формуле 2: ФОТ = N х П х U (2) где: ФОТ – годовой фонд оплаты труда работников учреждения; N – норматив финансового обеспечения образовательной деятельности в учреждении в части оплаты труда; П – поправочный коэффициент для образовательных учреждений.
U – численность обучающихся, воспитанников определяется для отдельных типов и видов учреждений с учетом расположения учреждения, для обучающихся – по каждой ступени обучения.
Система оплаты труда работников МАОУ ДСОШ №6 включает в себя: базовые оклады (базовые должностные оклады); оклады (должностные оклады); выплаты компенсационного характера; выплаты стимулирующего характера.
2.3 Учет расходов на оплату труда
Вознаграждение работника — это измеряемая сумма вознаграждения в денежной или натуральной форме, которую работник имеет право получить от работодателя за работу, выполненную в течение этого периода, и она выплачивается заранее, когда работа завершена или когда она завершена.
В соответствии со статьей 210 (10.1) Гражданского кодекса КОСГУ:
- выплата заработной платы (пункт 211 КОСГУ);
- выдача и перечисление несоциальных взносов наличными и натурой (пункты 212 и 214 КОСГУ);
-проценты на выплату заработной платы (статья 213 КОСГУ).
Давайте подробнее рассмотрим, какие подпункты включают различные затраты.
Подстанция 211 КОСГУ
В данную подкатегорию включаются расходы на выплату заработной платы (денежное вознаграждение, денежное содержание) работникам, работающим полный рабочий день (работникам) с заключенными трудовыми договорами (договорами оказания услуг) (раздел 10.1.1 приказа № 209н).
1) суммы, выплачиваемые работникам наличными в обмен на работу. Такие платежи включают в себя:
- базовая заработная плата, выплачиваемая регулярно один раз в месяц или с другими интервалами;
- заработная плата, выплачиваемая работникам, которые не работают в течение короткого периода времени, например, в отпуске;
ежегодные и разовые бонусы и другие выплаты, связанные с общей деятельностью учреждения в рамках программ стимулирования;
2) суммы, удерживаемые из заработной платы работодателя, такие как подоходный налог с физических лиц и другие вычеты, выплачиваемые работником (алименты на ребенка, членские взносы в профсоюз и т.д.).
Они не являются заработной платой и не относятся к пункту 211 статьи КОСГУ:
1) расходы, подлежащие возмещению сотрудникам, с тем чтобы они могли начать или завершить свою работу. Это включает, например, возврат средств:
- командировочные, командировочные или связанные с ними расходы, понесенные работниками при поступлении на новую работу или требующие от работодателей переезда в другие части страны или в другую страну;
- стоимость рабочего оборудования, оборудования, спецодежды или других расходных материалов. В этих случаях суммы компенсации учитываются за счет приобретения работ и услуг (статья 220 КОСГУ);
2) расходы на выплату социальных пособий работникам. Эти расходы, в частности,
- Выплата компенсации за уход за ребенком;
пособие по временной нетрудоспособности за счет работодателя в случае болезни или травмы;
- компенсация за увольнение и компенсация за увольнение работника, потерю трудоспособности.
Подстанция 212 КОСГУ
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА МЕР ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА ДОМОДЕДОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
Заработная плата каждого сотрудника должна напрямую зависеть от его личного вклада и качества выполняемой работы. При этом запрещается ограничивать максимальный размер заработной платы и устанавливать заработную плату ниже минимального размера, установленного законодательством Российской Федерации. При этом должны взиматься дополнительные выплаты и компенсации, премии и другие стимулирующие выплаты, превышающие установленную минимальную сумму [2].
Сегодня основной проблемой внедрения новой системы оплаты труда является разработка и формулирование четких критериев эффективности, соответствующих основным принципам, которые изложены в единых рекомендациях по созданию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях: объективность, предсказуемость, адекватность, своевременность, прозрачность.
Стимулы должны отражать только те критерии, которые не являются частью должностных обязанностей работника, но связаны с развитием и повышением качества предоставляемых услуг. А также должен быть четкий алгоритм расчета стимулирующих выплат: доход-показатели труда, выпуск-сумма его стимулирующей выплаты.
Недостатком является также то, что аттестация работников экономических учреждений носит в основном формальный характер и не всегда и не в полной мере соответствует истинному уровню компетентности профессорско-преподавательского состава. Мы считаем, что разработка критериев должна осуществляться отдельно в каждом учебном заведении с учетом его особенностей и специфики.
Новая система найма в секторе образования подпитала коррупцию, "показуху", и она действительно превратила учебные заведения в "частные магазины", а администрация ввела свои собственные правила, регулирующие местные документы.
В ходе исследования были сформулированы принципы, которым следует следовать при приеме на работу учителей в организации среднего образования:
1.an работник, работающий с детьми - будущим интеллектуальным капиталом страны-должен получать достойную заработную плату, его официальная зарплата как гарантированная часть зарплаты должна быть достойной зарплатой, на которую можно жить и существовать.
2.пособия и надбавки должны быть строго регламентированы и единообразны во всей системе образования. В настоящее время поощрительные взносы распределяются случайным образом в администрации и СЕ каждого учреждения-
выбор является субъективным, в зависимости от отношений между директором школы и учителем. Формально, согласно закону, распределение поощрений и накопительных баллов осуществляется комиссией, выбирающей объект для сотрудников. Но на самом деле администрация прямо-таки давит на таких работников, чтобы они раздавали поощрительные выплаты. Стимулирующее вознаграждение должно выплачиваться объективно, за высокие результаты работы.
3.it необходимо различать профессорско-преподавательский состав школьной системы по критерию педагогического стажа: молодые преподаватели-студенты вузов, которые только собираются продолжить карьеру в школе; преподаватели со стажем работы и стажем работы 15 лет и опытные преподаватели со стажем работы более 15 лет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование ситуации в области организации заработной платы работников бюджетной сферы, проведенное в ходе подготовки данной работы, позволяет сделать вывод о стратегически важной для России реализации сильной государственной региональной политики, направленной на сглаживание различий в уровне социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Первоочередной задачей является улучшение условий жизни в наиболее отсталых регионах.
Все большее значение приобретает государственное регулирование рыночной экономики и усиление роли государства в обеспечении социального развития.
В Декларации МОТ, принятой Генеральной конференцией на 86-й сессии Международной организации труда в 1998 году, говорится, что экономическая и социальная политика усиливают друг друга, создавая условия для крупномасштабного и устойчивого развития.
Основными задачами институтов государственной власти являются повышение степени социального единства и достижение социальной справедливости, обеспечиваемой механизмом государственных социальных гарантий.